Федотово
Rambler's Top100
Главная страница
392 одрап
76 оплап
Фотоархив Федотово
Наши Люди. Личные страницы
Мемориал
О сайте
Гостевая книга
Форум Федотово (общение, поиск земляков, одноклассников)
Карта сайта
76 отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия

(1983–1997 – 76 плап в составе 35 плад, с 2001 - 73 оплаэ)

Место базирования: Кипелово

Командиры полка:
Дубинский В.И. (1969-1971)
Срезников Л.И. (1971-1976)
Дейнека В.Г. (1976-1979)
Грузин В.В. (1979-1983)
Кибальник В.А. (1983-1987)
Першин В.М. (1987-1994)
Вязметинов И.А. (1994-1999)
Метелев В.В. (1999-2003)
Можейко П.А. (2003-2006)
Будкеев А.Ф. (с 2006)

Вооружение: Ту-142, Ту-142М, Ту-142МР

Первыми в часть прибыли на должности: заместителя командира полка - военный летчик 1-го класса подполковник РЫБАЛКО Александр Филиппович; заместителя командира полка по политической части - военный летчик 2-го класса майор ТОЛПЕГИН Леонид Леонидович; начальника штаба - майор ПОЛЮГА Игорь Гедеонович; заместителя командира полка по ИАС - майор–инженер САБЛИН Владимир Иванович; старшего штурмана полка - военный штурман 1-го класса капитан КАНЦЕДАЛ Владлен Николаевич.

В декабре месяце законченно формирование двух подразделений. Сформирована 1-я авиационная эскадрилья. Её возглавили: командир эскадрильи - военный летчик 1-го класса подполковник ШАМАНСКИЙ Василий Афанасьевич, заместитель командира эскадрильи - военный летчик 1-го класса майор ЕФИМОВ Игорь Анатольевич, ВРИО заместителя командира эскадрильи по политчасти - капитан КУЛИК Юрий Иванович, начальник штаба - капитан ДУХОВ Александр Степанович, заместитель командира по ИАС - капитан-инженер САМОЙЛОВ Владимир Васильевич. Командиром отряда назначен военный летчик 1-го класса майор ГРОМОВ Геннадий Филимонович.

Сформирована технико-эксплуатационная часть полка (начальник ТЭЧ капитан-инженер КОРОБКО Дмитрий Григорьевич, заместитель начальника ТЭЧ по политчасти майор ВЕТЕР Иван Иванович, помощник начальника ТЭЧ капитан ПОБЕРЕЖСКИЙ Владимир Александрович).

В марте месяце 1970-го года личный состав полка приступил к теоретическому переучиванию. Группа в составе экипажа командира полка и инженерно-технического состава проходила курс переучивания непосредственно на заводе-изготовителе самолёта в г. Куйбышеве. Основная масса летного и инженерно-технического состава проходила курс переучивания в учебном центре г. Николаева.

Закончив теоретическое переучивание в г. Куйбышеве экипаж командира полка п-ка ДУБИНСКОГО В.И. в составе майора ГРОМОВА Г.Ф., капитана КАНЦЕДАЛА В.Н., ст. лейтенанта ШЛЕПАКОВА А.Ф., лейтенанта БАРАНОВА А.Н., капитана АРЗАМАСОВА В.С., капитана КУТКИНА А.И., майора РЕШЕТНЕВА В.С., старшины БАТАЛОВА А.И. и майора КОЛТАКОВА Н.М. там же 15 апреля 1970 года произвел первый самостоятельный полет на новом типе авиационной техники.

В мае 1970 года в полк поступили первые два самолета Ту-142. Первыми обслуживать новую технику было доверено техническим экипажам старших техников кораблей ст. лейтенантов КУРБАТОВА и СТЕПАНОВА. Пятого мая 1970 года с аэродрома Кипелово в воздух поднялась первая боевая машина с экипажем полковника ДУБИНСКОГО В.И. в составе майора ТОЛПЕГИНА Л.Л. – зам. командира полка по политчасти, капитана КАНЦЕДАЛ В.Н. – старшего штурмана полка, ст. лейтенанта ШЛЕПАКОВА А.Ф., лейтенанта ДЕМЕНТЬЕВА А.К., бортинженеров ФЕДЯНИНА Н.Н. и АРЗАМАСОВА В.С., капитана КУТКИНА А.И., майора РЕШЕТНЕВА В.С., старшин БАТАЛОВА А.И. и САПОЖНИКОВА А.С., майора КОЛТАКОВА Н.М. Поздравить с началом полетов личный состав части прибыли член ЦК КПСС, секретарь Вологодского обкома КПСС товарищ ДРЫГИН, Командующий Авиацией КСФ герой Советского Союза заслуженный военный летчик СССР генерал-лейтенант авиации КУЗНЕЦОВ Г.А., Член Военного Совета – начальник политического отдела авиации КСФ полковник МАМАЙ М.С., начальник политического отдела гарнизона полковник ЦЕПЕЛЕВ Б.В.

Через 20 дней после начала освоения техники, 26 июня 1970 года экипаж полковника ДУБИНСКОГО В.И. выполнил первый полет на боевое применение, произвел бомбометание и торпедометание бомбами на полигоне.

7 июля 1970 года экипаж подполковника ШАМАНСКОГО В.А. с инструктором полковником ДУБИНСКИМ В.И. выполнил первый полет на противолодочное задание, отработав с подводной лодкой в заданном полигоне. В конце июля - августе месяце приступили к освоению полетов на боевое применение экипажи подполковника РЫБАЛКО А.Ф., майора ЕФИМОВА И.А., майора ГРОМОВА Г.Ф., а в сентябре месяце все экипажи полка приступили к освоению ночных полетов.

11 декабря 1970 года совершен первый полет на радиус экипажем п-ка ДУБИНСКОГО В.И. Общая продолжительность первого полета на радиус составила 12 часов 36 минут. Из-за плохих метеоусловий экипаж произвел посадку на запасном аэродроме Остров, затем перелетел на свой аэродром. В ноябре месяце в полку сформированы экипажи подполковника ГУСТОВА Г.А. майора ГАБАЛОВА В.Я., капитана СТАДНИКОВА Ю.А. 24 ноября 1970 г. на должность заместителя командира полка по летной подготовке назначен подполковник ГУСТОВ Геннадий Алексеевич.

За высокие показатели в боевой и политической подготовке и социалистическом соревновании, достигнутые к 100-летию со Дня рождения В.И. Ленина тридцать два офицера полка награждены медалью «За воинскую доблесть».

Большим событием в жизни части стал день 15-е февраля 1971 года. В этот день Командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал флота ЛОБОВ Семен Михайлович от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил полку Боевое Знамя. Знамя вручалось перед строем всего личного состава гарнизона на взлетно-посадочной полосе.

Двадцать седьмого июля 1971 года пара в составе экипажей: полковника ДУБИНСКОГО В.И. и подполковника ШАМАНСКОГО В.А. выполнили первый вылет на боевую службу. Общая продолжительность полета составила 13 часов 50 минут.

23 - 24 августа 1971 года шесть экипажей полка: полковника ДУБИНСКОГО В.И., майора ЕФИМОВА И.А., майора ГРОМОВА Г.Ф., капитана СТАДНИКОВА Ю.А. выполнили первое торпедометание ходовыми торпедами, действуя с аэродрома Североморск-1.

В июля месяце полк пополнился двумя экипажами – майора БУЛГАКОВА В.Н. и майора ХАМЗИНА А.И. В ноябре месяце в полку сформировано еще четыре экипажа: капитана ЯРОСЛАВЦЕВА В.А., капитана ОСТАПЕНКО В.С., майора МОРОЗОВА В.Н., капитана ПАВЛОВА В.И.

Осенью 1971 года произошла смена командира полка. Полковник ДУБИНСКИЙ В.И. был переведен командиром 392 одрап. Приказом МО СССР командиром полка назначен военный летчик 1-го класса подполковник СРЕЗНИКОВ Леонид Иосифович.

В феврале 1972-го года заканчивается формирование 2-й авиационной эскадрильи. Командиром 2-й авиационной эскадрильи назначен военный летчик 1-го класса ЕФИМОВ Игорь Анатольевич. Третьего апреля 1972 года группа экипажей подполковника СРЕЗНИКОВА Л.И., майора ГАБАЛОВА В.Я., майора БУЛКИКОВА Н.В., майора ХАМЗИНА А.И. совершила полет на боевую службу в район проливной зоны. В воздухе произошла встреча с американским истребителем «Фантом». Экипажи успешно выполнили задание боевой службы. 6 апреля 1972 года шесть экипажей участвовали в учениях Северного флота. В итоге учений были отработаны на практике технические приемы и способы поиска, слежения и уничтожения подводных лодок. Экипажи приобрели опыт работы по поиску, слежения и уничтожению подводных лодок. Дальнейшие полеты на боевое применение и накопленная практика подготовки авиационной техники к полетам позволили полку решить главную задачу по вводу в состав сил постоянной готовности флота. В октябре этого же года 10 экипажей: подполковника СРЕЗНИКОВА Л.И., подполковника РЫБАЛКО А.Ф., подполковника ГУСТОВА Г.А., подполковника ШАМАНСКОГО В.А., подполковника ЕФИМОВА И.А., майора ГРОМОВ Г.Ф., майора ГАБАЛОВА В.Я., майора МОРОЗОВА В.Н., майора БУЛГАКОВА В.Н., майора ХАМЗИНА А.И. подготовлены к полетам на боевое применение во всех метеорологических условиях днем и ночью. Полк вошел в состав сил постоянной готовности КСФ.

С 15 ноября 1972 года установлено боевое дежурство экипажей по охране северных рубежей нашей Родины. Высокая честь первыми заступить на боевое дежурство выпала экипажу майора МОРОЗОВА В.Н.

Напряжённая работа личного состава части по боевой подготовке была по достоинству оценена командованием. Так по итогам 1973 года приказом Командующего КСФ № 0614 от 1.12.73 г. 2-я авиационная эскадрилья награждена Грамотой за 1-е место по поиску, слежению и несению ударов по подводным лодкам. Этим же приказом, за высокие показатели, достигнутые в огневой подготовке награжден Грамотой майор МОРОЗОВ В.Н., объявлена благодарность капитанам МУСТАЕВУ В.А., ПОНОМАРЕВУ Г.И., САВКОВУ В.В.

К 1974-му году все 14 экипажей полка подготовлены к ведению активных боевых действий по поиску, слежению и уничтожению подводных лодок-ракетоносцев в удаленных районах мирового океана, днем и ночью в сложных метеоусловиях. Успешно проходят программу переучивания по курсу командиров кораблей помощники командиров кораблей капитаны МУШАРОВ И.И. и МАРАКУЛИН В.Д. (оба 08.10.74 г. приказом Командующего Авиацией КСФ назначены командирами кораблей).

В апреле 1975 полк участвовал в учении «ОКЕАН-75». 17 апреля экипажи майора ГАБАЛОВА В.Н., ОСТАПЕНКО Н.С. обнаружили подводную лодку и осуществили слежение в течение 1 часа 7 минут. За успешное решение поставленной задачи члены экипажа поощрены командованием части вышестоящими командирами. Заместитель командира полка по летной подготовке подполковник ГУСТОВ Г.А. и заместитель командира полка по политической части подполковник ТОЛПЕГИН Л.Л. убыли в другие части. Заместителем командира полка по летной подготовке назначен подполковник ГРУЗИН В.В. , заместителем командира полка по политической части назначен майор ОРЛОВ В.Ф.

В мае 1976 года полк участвовал в учениях «АКВАТОРИЯ-76», в результате чего проверены варианты преодоления ПВО северо-западного театра военных действий. Демонстративные действия обеспечивала пара самолетов Ту-95. Перехватов ИА самолетов Ту-142 не было. В июне-июле этого же года 7 экипажей полка осуществляли перелет на АС «Хороль» Тихоокеанского флота для участия в поисковой операции «РЕЗОНАНС», в результате чего выполнили 14 самолето-вылетов на БС и 7 экипажей полка получили с выполнением перелета по маршруту как вне трасс и по трассам опыт межфлотского маневра выполнения задач БС на ТОФ.

В 1976 году командиром полка назначен подполковник ДЕЙНЕКА В.Г. в связи с увольнением полковника СРЕЗНИКОВА Л.И. в запас.

В апреле 1977 года полк участвовал в учениях «СЕВЕР-77». Полк выполнил 14 вылетов на поиск ПЛ в заданных районах СВА, Норвежского моря, в результате чего летный состав отработал тактические приемы поиска и слежения за ПЛ, применяющей ГПД с классификацией контакта с ПЛ по информации РГБ-2, проверены практические, тактические приемы преодоления континентальной ПВО НАТО и особенно Фареро-Исландского рубежа.

10.10.77 г. 5 экипажей полка осуществили перелет на АС «Хороль» Тихоокеанского флота. По плану боевой службы выполнили 4 самолето-вылета на поиск иностранных ПЛ в Филиппинском море с применением РГБ. В результате поиска – экипаж командира полка подполковника ДЕЙНЕКА В.Г. обнаружил иностранную ПЛ, за которой было установлено слежение. Общее время слежения 4 часа 05 минут.

В ноябре – декабре 1977 года начато формирование 3-ей авиационной эскадрильи. Командиром эскадрильи назначен майор КИБАЛЬНИК В.Л. С июня 78 года группа этой эскадрильи в составе 8-ми экипажей проходила переучивание в г. Таганроге на заводе-изготовителе самолёта и в 33 ЦБП ПЛС в г. Николаеве уже на новую технику - самолет ТУ-142М с ППС «Коршун». Первые четыре самолёта ТУ-142М были приняты на заводе и перегнаны на базовый аэродром полка уже в сентябре 1978 года.

Вместе с тем в 1978 году полк продолжал выполнять задачи боевой службы самостоятельно и во взаимодействии с разнородными противолодочными силами флота на самолётах ТУ-142 с ППС «Беркут».

6 апреля 1978 года экипажи полка впервые выполнили совместный поиск и слежение в районах северо-восточной Атлантики за обнаруженной ракетной подводной лодкой (предположительно типа «Лафайет») во взаимодействии с корабельной поисково-ударной группой. Ещё два года экипажи полка выполняли задачи на самолётах ТУ-142, однако в связи с поступлением на вооружение части самолёта ТУ-142М командованием авиации флота было принято решение на передачу всех имеющихся самолётов ТУ-142 с ППС «Беркут» в ВВС ТОФ. Передача самолётов была начата в августе 1978 года и последний «беркут» полка перелетел на ТОФ в декабре 1980 года. Для полка начался новый этап: этап освоения и решения поставленных задач на самолётах ТУ-142М с ППС «Коршун».

Начало поступления на вооружение части самолётов ТУ-142М совпало с формированием 3-ей авиационной эскадрильи полка. С июня 78 по январь 1979 года вновь сформированная эскадрилья во главе с командиром эскадрильи п/п-ком КИБАЛЬНИКОМ в составе 8-ми лётных экипажей и группы инженерно-технического состава проходила переучивание на новую технику в г. Таганроге на заводе-изготовителе самолёта и в 33 ЦБП ПЛС в г. Николаеве. По возвращению в часть фактически без перерывов личный состав управления полка и 3-й авиационной эскадрильи приступил к практическому освоению самолёта ТУ-142М.

Так 1.03.79 г. экипаж подполковника КИБАЛЬНИКА В.А. выполнил первый самостоятельный полет в районе аэродрома на самолете Ту-142М. 19 марта этот же экипаж выполнил первый самостоятельный полет по маршруту с практическим бомбометанием по РЛЦ с применением ППС «Коршун» с оценкой «отлично». 17 апреля 1979 г. экипаж командира полка подполковника ГРУЗИНА В.В. впервые успешно применили практическую торпеду АТ-2 с ППС «Коршун». 26.04.79 г. экипаж подполковника КИБАЛЬНИКА на самолете Ту-142М при выполнении полета БС впервые с применением ППС «Коршун» обнаружил иностранную подводную лодку и осуществил слежение за ней в течение 1 часа 10 минут.

По итогам 1979 года 1 АЭ (командир - подполковник БАШКИРОВ) объявлена лучшей в авиации СФ по бомбардировочной подготовке.

В 1980 году было проведено теоретическое переучивание летного и технического состава 1, 2 и 3 АЭ на новую материальную часть и выполнение полетов для подготовки к боевым действиям вновь переучивающихся экипажей полка.

Приказом Командующего СФ по итогам 1980 года 1 АЭ (командир подполковник БАШКИРОВ) объявлена лучшей в противолодочном отношении.

Полк вошёл в стадию зрелости. В ноябре 1982 года на базе полка сформированы 277-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья и 248 отдельная технико-эксплуатационная часть (ОТЭЧ). В октябре этого года в связи с формированием ОТЭЧ и переходом на новое штатное расписание в полку сокращена ТЭЧ регламента и ремонта и сформирована ТЭЧ подготовки авиационной техники. Первым начальником ТЭЧ (ПАТ) назначен майор ВОЛКОВ. В ноябре 1983 года полк вошёл в состав вновь сформированной 35-й противолодочной авиационной дивизии ВВС КСФ.

21 марта 1983 года экипажи майоров КАРПУСЬ Н.Н и БЫЧКОВА В.М выполнили первый в истории части перелёт на аэродром Сан-Антонио (Куба) открыв тем самым почти десятилетний период выполнения задач боевой службы в Центральной Атлантике и достаточно серьёзно осложнив выдвижение подводных сил вероятного противника в районы боевого дежурства. С 1992 года такие полёты были прекращены руководством страны по политическим соображениям.

1.12.84 г. полку вручено переходящий Кубок Главкома ВМФ за 1-е место среди частей ВМФ по противолодочной подготовке.

11.12.1984 г. приказом Главнокомандующего ВМФ полку вручено переходящее Красное Знамя Главкома Военно-Морского Флота за достигнутые результаты в боевой и политической подготовке в 1984 году.

2 декабря 1985 года приказом Главнокомандующего ВМФ полку вручено переходящее Красное Знамя Совета ВМФ как передовому полку в ВМФ. Полк занесен в Книгу Почета Военного Совета ВМФ. По итогам 1986 года лучшей авиационной эскадрильей на флоте по противолодочной подготовке признана 1-я авиационная эскадрилья. Лучшим экипажем на флоте по противолодочной подготовке признан экипаж майора СКОРИКОВА А.И. В том же году приказом Главнокомандующего ВМФ полк занесен на Доску Почета победителей социалистического соревнования в Центральном Военном Морском Музее г. Ленинграда и приказом Командующего Северным флотом объявлен отличным и записан в Книгу Почета Военного Совета Северного флота.

В мае месяце 1985 года лётный экипаж командира отряда майора КИЧИГИНА А.С и группа инженерно-технического состава во главе с начальником ТЭЧ отряда капитаном АКВИЛЕВЫМ Ю.М прошли переучивание на самолёты ТУ-142МР на заводе-изготовителе в г. Таганрог и уже к 1-му августа приняли и перегнали на базовый аэродром первые два самолёта. Старшими техниками этих самолётов были назначены капитан ГРЯДУНОВ В.Н и старший лейтенант ВОРОНОВИЧ Г.Т. 24 декабря 1985 года приказом ГК ВМФ в штат полка введён авиационный отряд самолётов-ретрансляторов (ТУ-142МР) и уже с января 1986 года авиационный отряд в составе экипажей майоров КИЧИГИНА А.С, СЕРЕБРЯКОВА И.П, ПРЯНИКОВА А.В приступил к выполнению сначала учебных и тренировочных полётов, а с июня 1986 года и к решению задач по предназначению. В начале сентября 1986 года авиационный отряд самолётов-ретрансляторов в полном составе вошёл в силы постоянной готовности флота. В дальнейшем, с поступлением в часть новых самолётов ТУ-142МР, авиационный отряд был переформирован в авиационную эскадрилью самолётов-ретрансляторов в составе полка.

Используются технологии uCoz